![]() |
Психологическая служба является структурным подразделением школы-интерната. Предназначена для осуществления психолого-медико-педагогического сопровождения детей в процессе обучения и воспитания |
Основными принципами работы Службы являются:
- приоритет интересов ребенка;
- непрерывность и комплексный подход в организации сопровождения;
- рекомендательный характер оказания помощи и услуг;
- работа по методу междисциплинарной команды.
Цели и задачи психологической службы
Цель деятельности психологической службы в школе-интернате заключается в организации психолого-педагогического сопровождения образовательного, воспитательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности. При этом объектом сопровождения является образовательный, воспитательный процесс, предмет сопровождения – ситуация развития ребенка.
Задачи психологической службы:
- Защита прав и интересов личности детей, обучающихся, воспитанников, обеспечение безопасных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем;
- Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью, как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем обучения и развития;
- Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, воспитателями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута; участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям учащихся;
- Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного, воспитательного процесса – обучающихся, педагогов, воспитателей;
- Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного, воспитательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата школы-интерната;
- Психолого-педагогическая помощь воспитателям, педагогам обучающихся, требующих особого внимания специалистов;
- Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, воспитателей;
- Участие психологов в психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности педагогов, воспитателей; в экспертизе образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий и иных средств обучения.
Основные направления деятельности Службы:
— Психологическая профилактика;
— Психологическое просвещение;
— Психодиагностика (диагностический минимум и углубленная диагностика);
— Коррекционно-развивающая работа;
— Психологическое консультирование.
Психологическая диагностика
Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.
Психологическая диагностика определяется задачами школы-интерната и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, воспитателями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.
Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в центре.
Для проведения психологической диагностики приобретен полный пакет психологического инструментария (компьютерная версия), который соответствует предъявляемым запросам и позволяет дифференцировать трудности и определять их причины.
Психологическая коррекция и развитие
Проводится групповая развивающая работа с учащимися 1-4 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых навыков и умений по развитию психомоторных и сенсорных процессов. Занятия строятся на основе традиционных методов и приемов. По организационным формам: групповые, дифференцированные. Относительно категории детей: с опорой на специальную педагогику и специальную психологию. Занятия ведутся в системе учитель-психолог-воспитатель.
Развитие и коррекция эмоциональной сферы идёт с применением программ: «Социализация детей-сирот. Никушина.», «Психогимнастика», «Лесенка радости». На данных занятиях корректируются барьеры в общении, дети учатся понимать себя и других, снимается психическое напряжение, создается возможность для самовыражения воспитанников. Наряду с этим, коррекционной помощью в начальной школе охвачены проблемы агрессивности, тревожности, застенчивости, демонстративности, гиперактивности, лжи, эгоцентризма. Коррекционная работа, помимо занятий, проводится на уроках, переменах, в группах. Применяются методы арттерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, пескотерапии, психотерапии. В школе интернате закуплены методики:
— цветодиагностика и психотерапия произведениями искусства;
— методика рисуночных метафор «жизненный путь»;
В данном направлении ведется работа с детьми инвалидами (по умственной отсталости, дети с ДЦП). На каждого ребенка составлена индивидуальная программа реабилитации. У воспитанников-инвалидов по умственной отсталости отмечается нестойкий прогресс развития (отмечаются сезонные регрессивные течения). Педагоги отмечают существенную помощь в развитии мелкой и крупной моторики, в принятии позиции ученика, в заинтересованности ребенка в результате своей деятельности, снижение тревожности, страхов, агрессии, враждебности.
Психологическое консультирование
Оказание помощи обучающимся (воспитанникам) в самопознании, в формировании адекватной самооценки и адаптации к реальным жизненным условиям, в формировании ценностно-мотивационной сферы, преодолении кризисных ситуаций и достижении эмоциональной устойчивости, способствующих непрерывному личностному росту и саморазвитию. Консультирование педагогов предполагает оказание помощи в выстраивании конструктивных взаимоотношений с детьми, решении вопросов адаптации, профилактики профессионального выгорания и др. Психологическое консультирование помогает консультируемому лучше понять свои мысли, чувства, мотивы, поведение, чтобы прийти к более ясному пониманию себя, раскрытию сильных сторон (ресурсов) и использованию их для решения возникающих трудностей и проблем, совершенствования целенаправленных действий, эффективного распоряжения собственной жизнью.
Психологическое просвещение
Деятельность, направленная на формирование у обучающихся, воспитанников и педагогических работников, и руководителей школы-интерната психологической компетентности, а также потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах эффективного решения профессиональных задач и собственного развития. Ежегодно проводятся обучающиеся семинары, мастер-классы, круглые столы, выступления на педагогических советах и методических объединениях школы-интерната на заданную тематику. Оформляются информационные папки.
Психологическая профилактика
Мероприятия, направленные на выявление и предупреждение явлений дезадаптации обучающихся (воспитанников) школы-интерната, разработка и реализация профилактических программ и конкретных рекомендаций в отношении обучающихся (воспитанников) по оказанию им психологической поддержки. Ежегодно разрабатываются и проводятся тренинги, направленные на принятие себя и повышения уверенности в себе, на развитие конструктивных навыков в общении, на нахождение конструктивного решения конфликтов. Проводятся разноплановые мероприятия по профилактике употребления ПАВ, профилактике агрессивного поведения, профилактике правонарушений.
В школе-интернате функционирует комната психологической разгрузки в которую входит:
— сухой бассейн;
— пузырьковая колонна;
— волшебная нить с контролером;
— пуфики;
— сухой душ
Сенсорная комната – это организованная среда, где человек находит спокойствие, ощущает себя в полной безопасности без какого-либо давления окружающей среды. Сенсорная комната помогает снять мышечное напряжение, создать положительный эмоциональный фон, активизировать функции центральной нервной системы, снять стресс и утомление от насыщенного информационного потока, улучшить психофизиологическое состояние, повысить работоспособность и многое, многое другое.
Решаемые задачи:
· коррекция эмоциональной нестабильности, психоэмоциональная реабилитация;
· развитие адаптивных функций;
· развитие познавательной активности; профилактика и коррекция проблем в обучении;
· помощь в решении проблем неврологического характера
Существуют специальные варианты решений для детей с особыми вариантами развития. С учетом их особенностей разрабатываются и проводятся комплексы реабилитационных, коррекционных и развивающих мероприятий. Пропускная способность до 10 человек в день.